МАША ПРАВА

Цитирование - как способ свободного использования произведения

Недавно я проводила мастер-класс для студентов кафедры журналистики Института кино и телевидения.

Одним из самых обсуждаемый вопросов оказался вопрос цитирования чужих произведений. Многие так или иначе используют в своих работах какие-то части чужих произведений, будь это музыка, видео, фотографии или тексты. Мы разбирались как это делать правильно, в рамках закона.

Цитирование определено законом как один из способов свободного использования чужого произведения, без получения согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Для добросовестной реализации этого способа нужно, во-первых, понимать, что такое цитата. Закон не дает определения цитаты, но словарь С.И. Ожегова, к примеру, определяет цитату как "точную, буквальную выдержку из какого-то текста". То есть цитировать - это использовать какой-то фрагмент другого произведения без его изменения, в точном соответствии с оригиналом. Этот момент важен для понимания условий цитирования. Такой способ использования не предполагает переработки другого произведения и цитируемого фрагмента из него.

У рассматриваемого нами способа свободного использования произведения есть четкие критерии:

1) цитирование допускается в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях;

2) объем цитаты должен быть оправдан целью цитирования;

3) обязательно указание автора произведения, которое цитируется;

4) обязательно указание источника заимствования цитируемого произведения.

Указанные критерии кажутся понятными, но всегда возникает ряд вопросов с их применением.

Прежде всего, довольно сложно определиться, соотносится ли та или иная работа, в которой используется цитата, с указанными в законе целями. Так, например, в судебном деле об использовании в передаче федерального канала о личной жизни одного некогда популярного актера фрагмента художественного фильма об этом актере, было установлено, что использование этого фрагмента не отвечает информационной цели это передачи: рассказывая о личной жизни актера, нет необходимости показывать его ранние актерские работы, а творчество актера не обсуждалось в передаче вообще.

Также всегда вызывает вопрос про объем допустимого цитирования. Часто возникают какие-то определенные цифры, которые на самом деле не прописаны в законе. Судебная практика исходит из соотношения цитаты с оригинальным произведением, из которого она заимствована, а также - с произведением, куда цитата была помещена. Очевидно, что цитата должна быть значительно меньше всего объема оригинального произведения. А также, она не должна занимать большое место в том произведении, куда она была помещена - потому что цитата должна помогать раскрывать авторскую мысль, а не заменять ее.

Указание автора и источника заимствования может вызвать сложности когда цитируется какой-то интернет-ресурс. Зачастую на таком ресурсе указан только nickname автора, его сетевой псевдоним. В даном случае достаточно будет указать этот псевдоним и ресурс, на котором было размещено цитируемое произведение.

Подводя итог всему изложенному выше, можно только определить еще один критерий, по которому становится понятно, что цель использования чужого произведения выходит за рамки допустимого. Если вы четко понимаете и стремитесь к тому, чтобы сделать свою работу узнаваемой за счет использования чужого популярного материала или имени автора, то очевидно, что эту цель будет не так просто скрыть.